САМОВОССТАНАВЛИВАЮЩИЕСЯ БЕТОНЫ С КОЛЛОИДНОЙ СТРУКТУРОЙ УПРОЧНЕНИЯ – БУДУЩЕЕ ЭКОЛОГИЧНЫХ И ДОЛГОВЕЧНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
DOI:
https://doi.org/10.71031/Ключевые слова:
автомобильные дороги, фундаментальные исследования, экологичные белитовые цементы, коллоидные структуры, тиксотропия и реопексия, долговечностьАннотация
В статье представлены результаты фундаментальных лазерных и экспериментальных исследований, а также многолетнего мониторинга автомобильных дорог, построенных из бетона на основе белитовых дорожных цементов. Для экологичного производства белитовых цементов используются крупнотоннажные техногенные минеральные отходы (ТМО) — шлаки и золы от переработки руд и угля, которые при оптимальной механо-химической активации проявляют уникальные вяжущие свойства. Утилизация более 60 млрд тонн накопленных ТМО рассматривается в рамках «Зелёной экономики» Казахстана как стратегическое направление устойчивого развития.
Белитовые цементы, содержащие до 80 % двухкальциевого силиката (C₂S), обеспечивают долговечность дорожных покрытий сроком эксплуатации свыше 50 лет. Лазерные исследования выявили коллоидную структуру гидросиликатов кальция (C–S–H), обеспечивающую самовосстановление и упрочнение бетона под действием транспортных и температурных нагрузок. Практические наблюдения подтверждают, что упрочнение таких бетонов продолжается десятилетиями. Научная новизна работ заключается в экспериментальном подтверждении теории коллоидного упрочнения В. Михаэлиса, выдвинутой 180 лет назад.
Скачивания
Библиографические ссылки
1.Радовский Б. С. Концепция вечных дорожных одежд. Дорожная техника. – 2011. – С. 120–132.
2.Асматулаев Б.А. Монография «Строительство дорожных одежд с повторным использованием материалов реконструируемых дорог». Алматы: Эверо, 1999. – 212 с.
3.Асматулаев Б.А. и др. Монография «Нанотехнологии XXI века для долговечных автомобильных дорог Казахстана». Алматы: ТОО «Бук эксперт Казахстан», 2024.-348с.
4.Асматулаев Б.А. и др. Укатанный бетон на шлаковом вяжущем. Жур.Автомобильные дороги, №9, 1993, с.18-20.
5.Асматулаев Б.А. Прочность шлаковых оснований при ранней эксплуатации. Жур.Автомобильные дороги, М.1984, №1, с.17-18.
6.Асматулаев Б.А., Асматулаев Р.Б. и др. Применение наноструктурированных шлакоминеральных бетонов. Промышленный транспорт Казахстана, 2021, №2, с.30–34.
7.Тейлор Х.Ф. Химия цемента. М.: Стройиздат, 1969. – С. 17–18. 7. Абланов Б.Ф., Белоусов Б.В., Асматулаев Б.А. Кинетика твердения фосфоршлаковых вяжущих. Труды КазПТИ, Т.13, 1978, с. 69–75.
8.Асматулаев Б.А. и др. Перспективы наномодифицированного бетона. Труды МАДИ, 2020, с. 75–88.
9.Asmatulayev B.A. Laser research on nanostructured concrete with colloidal structure for long term strengthening in highway operation. 1st edition of strenuous world congress on laser-science, optics & photonics. P.16-17 Apr.2024, London, UK.
10.Асматулаев Б А и др. Патенты Республики Казахстан: —«Самовосстанавливающийся дорожный бетон», Инновационный патент KZ (13) A4 (11) №29852 МЮ от 15.05.2015, бюл. №5. С.4. — Способ строительства дороги с использованием фрезерованного асфальтового гранулята (Варианты)№4871 от 21.04.2020, бюл. №4 - «Наноструктурированный колееустойчивый асфальтобетон и наноструктурирующий минеральный порошок» KZ (13) U (11) №6701 от 10.12.2021, бюл. №49.




